Непокорённый трудовой Ленинград
В планах нацистской Германии Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану «Барбаросса» Ленинградское направление являлось одним из главных. Кроме военных расчётов, были также экономические и политические. Ленинград — колыбель Октябрьской революции, оплот и символ зарождения Советской страны, и уничтожение такого города стало бы для СССР сокрушительным ударом.
Трудились ради Победы
Одновременно Ленинград являлся центром с мощнейшим потенциалом оборонной промышленности, крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом.
Однако именно то, что сделало Ленинград объектом ожесточённой агрессии нацистов, спасло его — город Ленина оставался крупным промышленным производственным центром, городом трудящихся в самые страшные 872 дня своей истории. В жутких условиях голода, без отопления и света ленинградцы продолжали трудиться, работать ради Победы. Коллективный труд сплачивал, помогал бороться с унынием, пережить смерть родных, давал ощущение сопричастности великому общему делу. Расчёты гитлеровцев не оправдались, ленинградцы не погибли поодиночке: труд, трудовые коллективы стали основой жизни в блокадном городе.
С приближением немецких войск к Ленинграду вместе с эвакуацией населения происходила организованная эвакуация производств и персонала предприятий. Всего к началу блокады 8 сентября 1941 года из Ленинграда было вывезено 92 предприятия. В результате вывоза большого количества агрегатов, станков, машин и оборудования производственная мощность ленинградских заводов и фабрик уменьшилась до 50% от довоенной. Компенсировались эти потери за счёт лабораторий, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, ремонта находившегося на складах и считавшегося непригодным старого оборудования.
Когда в сентябре 1941 года в результате блокады прервались налаженные производственные связи ленинградских предприятий с заводами и фабриками других регионов страны и прекратилось поступление в город сырья, решением Совета Народных Комиссаров СССР на Ленинградский городской комитет ВКП(б) были возложены функции всех отраслевых наркоматов.
В Смольном собрался партийный актив, определивший задачи партийной работы в области организации обороны Ленинграда. В это время ленинградские рабочие, инженеры, учёные, писатели, художники, артисты, врачи вступали в ряды Коммунистической партии. В октябре 1941 года городская партийная организация пополнилась 811 новыми членами, и на 1 ноября 1941 года она насчитывала 75682 члена и кандидата в члены партии, из которых более 60% составляли рабочие.
Всё для фронта
С началом войны на выпуск вооружения и боеприпасов были переориентированы ведущие отрасли промышленности: машиностроительная, электротехническая, оптическая, химическая, лёгкая и пищевая.
Выпуск продукции для фронта затруднялся постоянными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. Все бойцы местной противовоздушной обороны (МПВО) предприятий были переведены на казарменное положение. Вражеская артиллерия и авиация обрушивали на заводы один удар за другим.
На заводе «Электросила» был сформирован, вооружён и переведён на казарменное положение рабочий полк, бойцы которого работали на производстве, а по окончании работы занимались военным делом. В середине сентября 1941 года завод оказался в расположении второго эшелона войск Ленинградского фронта. На территории «Электросилы» строились дзоты, оборудовались огневые позиции артиллерии, стрелковые окопы и амбразуры.
В таких же условиях работали и другие крупные предприятия осаждённого города.
В осаждённом Ленинграде, в четырёх километрах от передовой, продолжал работу Кировский завод — один из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. Интенсивным обстрелам и бомбёжкам подвергался завод «Большевик». С 4 сентября 1941 по 1944 год на завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб.
На территории завода были возведены оборонительные укрепления, огневые точки, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры.
Не все рабочие уходили в укрытие, а те, кто обслуживал котельные и литейные цехи, не покидали свои рабочие места ни при каких обстоятельствах.
В сложнейших условиях осени 1941 года было изготовлено 39 реактивных миномётных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный миномётный полк. Несмотря на возраставшие трудности, во втором полугодии 1941 года предприятия города произвели 713 танков, 480 бронемашин, свыше 5 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч миномётов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и бомб.
По указанию Государственного Комитета Обороны (ГКО) 50% изготовленной в блокадном Ленинграде военной продукции — пушки, радиостанции, электрооборудование для самолётов, авиаприборы — направлялось на другие участки советско-германского фронта. Только в четвёртом квартале 1941 года воздушным путём ленинградцы отправили войскам, оборонявшим Москву, более тысячи полковых пушек и миномётов, значительное количество автоматов и других видов оружия. Г.К. Жуков телеграфировал в осаждённый город: «Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами».
Научный поиск не прекращался
Наряду с рабочими над выпуском военной продукции трудились учёные. Несмотря на голод и холод, совместно с конструкторами, инженерами, рабочими они сумели разработать и внедрить в производство новые виды вооружения и боевой техники.
Одной из задач, которую пришлось решать с началом блокады, была острая нехватка боеприпасов. В первые недели блокады положение со снарядами, минами, порохом и взрывчаткой оказалось даже хуже, чем с хлебом и мукой. В дни ожесточённых сентябрьских боёв наши войска израсходовали почти всё, что у них имелось. На всех предприятиях был произведён точнейший учёт сырья и материалов. Не хватало не только металла, но и тротила. На подвоз его надежды не было, а наладить производство в городе не представлялось возможным. Группа учёных Горного института под руководством профессора А.Н. Кузнецова заменила тротил аммониевой селитрой, смешанной с кремнеалюминиевым компонентом. Сплав «П» под названием синал стал основным видом блокадной взрывчатки. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Производство синала в короткое время было организовано на Невском химкомбинате. Это изобретение отмечено Государственной премией. Созданием новых видов взрывчатки занимались и другие институты. Только за первый год войны Охтинский химкомбинат применил для производства боеприпасов 13 заменителей.
Вся научная работа проводилась в тесной связи с производством. Её результаты немедленно находили своё воплощение в создании новых видов вооружения, боеприпасов, медикаментов и т.д. Для многих учёных научно-исследовательскими лабораториями стали передний край фронта, полигоны, боевые корабли, фабрики и заводы. Учёные постоянно находились на предприятиях, помогая рабочим-изобретателям внедрять их предложения в практику.
С их помощью были внедрены в производство новые технологические процессы по литью снарядов и мин, по штамповке снарядных гильз.
Ленинградские предприятия в дни блокады первыми освоили выпуск реактивной техники. Ими изготовлялись не только БМ-13, БМ-16 легендарные «катюши» и их модификации, но и первые тяжёлые фугасные ракеты вращательного типа конструкции М.Н. Алёшина. Впервые в военной истории были разработаны ракеты класса «земля—воздух» (установки «зуро»). Первый в мировой практике залп ракет с воды был нанесён морскими «катюшами» с Финского залива по немецким позициям под Петергофом.
Каждый, кто мог, работал для Победы
В связи с эвакуацией значительной части населения и его высокой смертностью стала ощущаться острая нехватка рабочей силы. На помощь взрослым в холодные цехи пришли 12—15-летние мальчики и девочки. Они стали сборщиками и станочниками, производили пулемёты, автоматы, артиллерийские и реактивные снаряды. На многие работы, в том числе и особо тяжёлые — те, которые считались исключительно мужскими, пришли женщины.
И, наверное, нигде взаимодействие фронта и граждан не было таким тесным, как в блокадном Ленинграде. Проблему обеспечения промышленности рабочей силой зачастую решали и за счёт военнослужащих. По указанию Военного совета фронта многие высококвалифицированные рабочие, воевавшие на подступах к Ленинграду, направлялись временно на заводы и фабрики. Так, в самый разгар зимы 1941—1942 годов командиру Ижорского батальона Г. Водопьянову с просьбой о помощи позвонил директор Ижорского завода А. Кузнецов. Семерых бойцов, среди которых был трубопрокатчик М. Доброхотов, направили на завод в Невский район, куда к тому времени был переведён трубопрокатный цех. Там, как вспоминал позже Доброхотов, ему дали бригаду из 45 выздоравливавших после ранений бойцов. Бригаде поручили катать трубы. За продуктами раз в неделю кто-нибудь из рабочих ездил в батальон на передовую. Через месяц ижорцев отозвали на передний край. Когда же немцы притихли, специалистов снова отправили на завод. И так было много раз. Такая тесная взаимосвязь объяснялась ещё и тем, что со всех предприятий города на фронт отправились добровольцы и ополченцы, воевавшие на подступах к Ленинграду.
За период блокады на предприятиях города было изготовлено 43 тысячи автоматов, 3 тысячи пулемётов, 11 тысяч миномётов, 4166 орудий калибра 45 и 76 мм, около 10 миллионов снарядов. Было отремонтировано 225 тысяч автоматов, восстановлено или произведено 2 тысячи танков, 1500 самолётов, а также большое количество другой боевой техники.
Невозможно перечислить все предприятия, всех учёных, инженеров, конструкторов, рабочих, всех тех, кто своими жизнями и самоотверженным трудом сохранил ленинградское производство. Так же, как и врачей, учителей, работников культуры, журналистов, которые жили и работали в осаждённом городе. Все они своим трудом создали вечную славу непокорённому трудовому Ленинграду.
Оставить отзыв
Вы должны войти чтобы оставить отзыв.